- СЦЕПКА
- сельскохозяйственная, устройство в виде рамы (либо нескольких шарнирно соединённых рам на колёсах или без них), предназначенное для составления в осн. широкозахватного машинно-тракторного агрегата из неск. с.-х. машин. Как промежуточное звено С. передаёт с.-х. машинам развиваемое трактором тяговое усилие, соответствующее суммарному тяговому сопротивлению соединяемых машин. Посредством С. соединяют машины (орудия) преим. для сплошной поверхностной обработки почвы и посева зерновых культур. По. назначению С. подразделяются на специальные, предназначенные для агрегатирования с.-х. машин только одного типа (напр., борон), и универсальные — для агрегатирования с.-х. машин разного типа (борон, культиваторов, сеялок). По способу соединения с трактором различают С. прицепные, полунавесные и навесные, а по расположению — задние, передние и фронтальные, или боковые. Отд. С. выпускаются для работы только с прицепными или с навесными с.-х. машинами, а также для совмещённой работы с ними.
В СССР широко применяют прицепные С.: универсальные гидрофицир. (СП-16, СП-11) и негидрофицир. (С-18У, С-11У), а также спец. гидрофицир. (СГ-21) для зубовых борон. Реже используют С. полунавесную универсальную (СН-75) и навесной брус (НУБ-4,8) для зубовых борон. Выпускают также прицепные бесколёсные С., входящие в комплекты агрегатов, составляемых из зерновых стерневых сеялок-культиваторов (СЗС-2,1).
Схема универсальной прицепной сцепки: 1 — сница; 2 — брус; 3 — удлинитель; 4 — растяжки.
Марки сцепок, как правило, содержат числа, означающие макс. ширину захвата агрегатов в метрах. С. марки СП-16 — плоская треугольная рама, состоящая из трёх шарнирно соединённых секций: центр. трапециевидная опирается на прицеп трактора и 2 самоустанавливающихся колеса, а боковые треугольные секции имеют по одному самоустанавливающемуся колесу. С. комплектуется двумя удлинителями для эшелонированного (шахматного) присоединения с.-х. машин, а также маркёрами , к-рые обеспечивают заданное расстояние между соседними проходами агрегатов. Посредством СП-16 с тракторами классов 4 и 5 составляются шеренговые агрегаты из культиваторов (4КПС-4, ЗКПЭ-3,8 и 4КШ-3,6А), плоскорезов (5КПП-2.2) и зерновых сеялок (4СЗП-3.6 и 5СЗС-2, 1), а с применением удлинителей — эшелонированные агрегаты из зерновых сеялок (4СЗ-3.6). С. марки СП-11 — плоская треугольная рама, опирающаяся на прицеп трактора и 2 самоустанавливающихся колеса. Имеет 2 приставных бруса и удлинитель, а также маркёры . Служит для составления с тракторами классов 3 и 4 шеренговых агрегатов из культиваторов (2КПС-4, 2КПЭ-3,8 и ЗКШ-3,6А), плоскорезов (ЗКПП-2,2) и сеялок (ЗСЗ-3,6 и ЗСЗС-2,1). Универсальные С. марок С-11У и С-18У состоят из трёх шарнирно соединённых брусьев на четырёх колёсах , прицепной сницы (части рамы) центр. бруса, тросовых растяжек боковых брусьев и удлинителей. Широко используются с зубовыми боронами и кольчато-шпоровыми катками. При работе сцепки СГ-21 (сконструированной подобно С-18У) брусья её посредством гидросистемы поворачиваются относительно сницы на 90° и поднимают присоединённые зубовые бороны. Это способствует очистке борон и позволяет складывать агрегат для уменьшения его габаритной ширины при транспортировании. С. используется также для составления агрегата из кольчато-шпоровых катков. Фронтальная С. (СН-75) также состоит из трёх шарнирно соединенных брусьев, но имеет 2 механизма навески. Это позволяет дополнительно навешивать по бокам трактора две с.-х. машины и осуществлять посев и междурядную обработку пропашных культур высокопроизводит. 3-машинными агрегатами (напр., 3СКНК-6 и 3КРН-4,2). С. присоединяется спереди трактора класса 3 кронштейнами центр. бруса, к к-рому универс. шарнирами крепятся боковые брусья с опорными самоустанавливающимися колёсами . По брусьям передвигаются каретки с механизмами навески и выносными гидроцилиндрами. К фронтальной С. можно присоединить также прицепные гидрофицир. с.-х. машины. См. также Машинно-тракторный агрегат.
Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор: В. К. Месяц. 1989.